Важно

 
 

Полезные ресурсы

Сайт президента республики беларусь

Официальный сайт областного исполнительного комитета Могилева

Детский правовой сайт

еще ссылки
 
 
100 лет ВЛКСМ Вторые европейские игры
 
 
МЧС: мобильное приложение
 
 

Наши контакты

тел.: 74-92-31, 74-92-45
тел/факс: 74-92-45
e-mail: mptu58@tut.by
212016. г. Могилев, ул. Первомайская, 152

посмотреть на карте
 

Актуальность проекта

Реформирование системы профессионального образования и реализация образовательных стандартов по специальностям определяет стратегию и тактику развития учреждений профессионального образования, предъявляет новые требования к уровню подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Учреждение образования «Государственный профессиональный лицей № 9 г. Могилева» занимается подготовкой рабочих по строительным специальностям: маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник, каменщик, бетонщик, плотник, станочник деревообрабатывающих станков, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, машинист бульдозера, машинист экскаватора, машинист крана автомобильного, стропальщик. Контингент учащихся 430 человек. Из них – 401 учащийся – юноши, что составляет 93%.

Значительная часть абитуриентов – подростки и юноши из семей с низким уровнем социального благополучия, склонные к асоциальному, девиантному и деликвентному поведению. Анализ личной и семейной диагностики показывает, что в некоторых семьях учащихся сложилась тенденция к уменьшению осознания ответственности родителей за воспитание своих детей. Причинами такого «бездействия» можно назвать занятость родителей, их низкую педагогическую грамотность, что создает условие потери родительского мнения и авторитета. К тому же 52% учащихся воспитываются в неполных семьях. Анализ правонарушений показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время, по причине отсутствия полезной занятости учащихся, узкого круга интересов. Учащиеся зачастую не осознают своих жизненных трудностей или отрицают их наличие, что препятствует эффективному разрешению проблем.

Вместе с тем, подготовка конкурентоспособных рабочих предъявляет требования не только к профессиональным компетенциям выпускников, но и социально-личностным компетенциям, то есть совокупности компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом. Она включает компетенции:

  • 1. Персональную (личностную), которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, к постоянному повышению квалификации и как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения.
  • 2. Коммуникативную, которая рассматривается как готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой, владение устным и письменным общением на разных языках, в том числе через Internet. В ее составе: владение приемами профессионального общения; умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.
  • 3. Информационную, которая рассматривается как владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В ее составе: умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа и синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию; свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой.
  • На формирование и развитие персональной и коммуникативной компетенций большое влияние оказывает использование методов развивающей психодиагностики и тренинга. Психодиагностика стимулирует процесс самопознания: изучение особенностей структуры личности, характера, самоотношения, самооценки и пр. и определения путей, способов изменения негативных качеств. Метод тренинга развивает, совершенствует положительные и корректирует негативные качества личности.

    Для формирования и развития информационной компетенции используется метод проектов, который позволяет интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин. Информационно-поисковые, проблемные и профессионально ориентированные задания позволяют повысить интерес учащихся к выбранной профессии, активизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, повысить профессиональную подготовку студентов, обучить работе с информацией.

    Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации. Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Совокупность знаний и личностно-деятельностной составляющих ведет к становлению гармонично развитой личности, способной полностью реализовать себя в будущей профессиональной деятельности. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.

    Вопросы социальной компетенции личности – это не только теоретическая, но и практическая проблема, связанная с решением задач построения общества, в котором личностный фактор выдвигается на первое место. Это и обуславливает актуальность проблемы внедрения компетентного подхода в воспитании учащихся.

    Как отмечает Е.М. Сартакова, развитие социально-личностных компетенций учащихся будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий:

  • - применение проектов, которые ориентированы на профессиональное развитие личности, приобретение опыта;
  • - привлечение учащихся к самостоятельной практической работе, что способствует повышению качества обучения, формированию адекватной самооценки, усилению деловой направленности, повышению ответственности за результаты своего труда;
  • - проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных качеств для учащихся строительных специальностей позволяет оказывать развивающее влияние на личность учащихся, повышает стремление к самопознанию, удовлетворяет потребность в саморазвитии.
  • С этой целью в лицее разработана модель формирования социально-личностных компетенций учащихся, которая представлена в виде системы модулей: «Личность», «Саморазвитие», Социум», «Семья».

    Реализация экспериментального проекта позволит продолжить целенаправленную, эффективную работу по формированию социально-личностных компетенций учащихся, повышению их нравственной, эстетической и экологической культуры; расширению форм и методов воспитательной деятельности в контексте компетентностного подхода; совершенствованию научно-методической и нормативной базы по реализации Концепции непрерывного воспитания учащейся молодежи в Республике Беларусь.

    Гипотеза:

    формирование социально-личностных компетенций учащихся будет эффективным при внедрении в воспитательный процесс:

  • - организационно-педагогических условий формирования социально-личностных компетенций;
  • - единой системы воспитательной работы кураторов групп, воспитателей общежития, специалистов СППС, руководителей объединений по интересам, организаторов досуговой деятельности, молодежных организаций, ученического самоуправления;
  • - проектной деятельности, основанной на совместной деятельности учащихся и педагогических работников.
  • Цель проекта:

    разработка эффективного научно-методического обеспечения формирования социально-личностных компетенций учащихся строительных специальностей.

    Задачи проекта:

  • - проанализировать научно-теоретические исследования, образовательные стандарты, выделить социально-личностные компетенции по специальностям, реализуемым в колледже;
  • - создать организационно-педагогические условия для формирования социально-личностных компетенций учащихся;
  • - подобрать и апробировать диагностический инструментарий для изучения процесса формирования социально-личностных компетенций учащихся;
  • - определить уровни сформированности социально-личностных компетенций учащихся;
  • - разработать научно-методическое обеспечение формирования социально-личностных компетенций по профессиям строительного профиля: «Электросварщик ручной сварки»; «Каменщик; бетонщик»; «Штукатур»; «Маляр (строительный)»; «Облицовщик-плиточник», «Машинист бульдозера»; «Машинист экскаватора»; «Машинист крана автомобильного»; «Стропальщик»;
  • - разработать и внедрить сертификат личностных достижений учащихся;
  • - разработать методические рекомендации по формированию социально-личностных компетенций учащихся.