Важно

 
 

Полезные ресурсы

Сайт президента республики беларусь

 Детский правовой сайт

Официальный сайт министерства образования РБ

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Официальный сайт Главного управления по образованию

Рипо

Официальный сайт областного исполнительного комитета Могилева

еще ссылки
 
 
МЧС: мобильное приложение
 
 

Наши контакты

тел.: 74-92-31, 74-92-45
тел/факс: 74-92-45
e-mail: mptu58@tut.by
212016. г. Могилев, ул. Первомайская, 152

посмотреть на карте
 

Социально-педагогическая и психологическая служба

СППС

Для родителей


СППС

СППС


Рекомендуем 12 книг для чтения


О наркомании

Что должны знать родители?

Вы, наверное, знаете, что одним из самых важных факторов, влияющих на мировоззрение, интересы и убеждения человека, является так называемый фактор среды.

И как человеческое тело испытывает потребность в пище, точно так же человеческая душа нуждается в духовном общении. Существование близости и доверие между родителями и детьми – самый первый и самый серьезный барьер, который защищает детей от наркотиков.


Законы «замкнутой» группы подростков.

Вы должны иметь представление, чем отличается обыкновенная, «открытая» группа подростков от «замкнутой». В первом случае вы знаете их намерения, интересы, чем они занимаются, куда ходят.

«Замкнутая» группа подростков имеет, как правило, более постоянный состав. Она расширяется лишь за счет тех, кто подчиняется их жестоким требованиям. Дети из такой группировки никогда не рассказывают, чем занимаются, часто стараются скрываться от взрослых.

Теперь давайте подумаем, как в молодежной культуре понимается свобода. В субкультуре таким идеалом является свобода от: родительских запретов, школьных обязанностей, общепринятых норм морали. Поэтому, для такой культуры ценностью являются идеалы анархии: разрушающая музыка, эпатирующий внешний вид, свободный секс. Никакого глубокого содержания, кроме протеста, все это не имеет.

К сожалению, часто родители стремятся вмешаться в эту ситуацию, и большинство из них делают это не правильно. Одни из них высмеивают такие увлечения детей, другие запрещают такой образ жизни и делают это в очень грубой форме, оскорбительной для подростка. Такие попытки насильно навязать подростку свой взгляд на «идеалы», которые в этот момент ценны для сына или дочери, рождают лишь обратный эффект и усиливают уже существующий конфликт.


Как узнать, употребляет ли ваш ребенок наркотики?

  • Ваш сын или дочь стали проводить больше времени в «закрытых» компаниях и реже собираться у вас дома.
  • Вы заметили, что круг интересов ребенка становится все уже, а новых увлечений у него не появляется.
  • Ваш ребенок все меньше и не охотнее общается с вами и другими родственниками.
  • Вы стали часто замечать беспричинное возбуждение, апатию, смех без повода или сонливость.
  • Порой от вашего ребенка исходит незнакомый, странный запах.
  • У вас постоянно просят денег, не объясняя, на что их тратят.
  • Из дома пропадают вещи.
  • Ваш сын, дочь стали завсегдатаями дискотек или клубов.
  • Книги, которые любили ваши дети, теперь их не интересуют. В доме появились книги таких авторов, как Кастанеда или Берроуз.

Внимательно перечитайте приведенный список, и если вас насторожит хотя бы один пункт, постарайтесь проанализировать это изменение в поведении ребенка. Попробуйте поговорить с ним и найти общий язык. Но если после этого чувство тревоги не покинуло вас, вам нужно провести так называемую ревизию: внимательно осмотреть комнату ребенка, его вещи (только делать это нужно очень осторожно, не превращая процедуру в унизительный и явный обыск!)

Если вы обнаружите:

  • Дешевые папиросы
  • Кусочки фольги
  • Закопченные ложки
  • Бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи
  • Шприцы и иглы

Тогда все сомнения отпадают, вам надо признать, что ваш сын, дочь познакомились с наркотиками.


Типы наркотического опьянения.

Если у вас есть малейшие опасения в отношении поведения вашего подростка, знайте: очень важно вовремя распознать признаки наркотического заболевания.

Каковы же они?

Токсикомания. Явные признаки острой интоксикации средствами бытовой химии: покраснение кожных покровов, отечность лица, затрудненное дыхание через нос. Язык обложен желтым налетом, глаза блестят, зрачки расширены. Нарушение координации движений, руки дрожат, речь отрывистая. Настроение может быть благодушно-веселым или злобно-тоскливым.

Употребление гашиша. За гашишем закрепилась коварная и не верная слава «безопасного наркотика». Знайте: это ложь! Курение гашиша не только разрушает организм, но и провоцирует потребление самых опасных наркотиков. Для гашишного опьянения свойственно состояние безудержной веселости. Координация движений расстроена. Нарушается восприятие предметов: одурманенный гашишем может боком выходить в открытую дверь, пригибаться в комнате с высоким потолком. При употреблении гашиша может быть расширение, а иногда сужение зрачка, покраснение или бледность кожного покрова. От одежды может исходить запах «жженой травы»

Употребление ЛСД и лекарственных средств. При принятии ЛСД, фенциклидина или других лекарственных средств характерно состояние так называемой оглушенности или помрачнения сознания. Окружающий мир воспринимается искаженно, либо вообще не воспринимается. На лице – выражение изумления, страха, даже ужаса. Человек пытается взять несуществующий предмет, разговаривать с несуществующими людьми. Зрачки широкие, а кожные покровы бледные.

Употребление опия. К опийной наркомании относят целый ряд наркотиков: от кустарно приготовленных, так называемых «черняшек» до героина. Все они – тяжелейшие наркотические средства, и их употребление чрезвычайно опасно. На опьянение опийными наркотиками указывают: бледность кожных покровов, сужение зрачков с резко сниженной реакцией на свет, вялое, почти апатичное настроение, полное отсутствие агрессивности. Для этой группы наркотиков характерен как внутренний прием, так и вдыхание мелкокристаллического порошка через нос. Ярко проявляется синдром абстиненции (ломка), который сопровождается потливостью с ознобом и слезотечением, насморком. Иногда бывает понос и боль в мышцах.

Употребление «экстази» и других психостимуляторов. «Экстази» популярен на дискотеках. Употребляется в виде таблеток и сочетает свойства психостимулятора и галлюциногена. Он очень дорог, поэтому его потребители постепенно переходят на кокаин или героин, т. к. они дешевле. Однако такие психостимуляторы, как кокаин, пертивин, эфодрон, вызывающие особую тяжесть течения болезни и опасны осложнениями. Расширенные зрачки, оживленность, навязчивость по отношению к окружающим, быстрый темп речи – вот портрет человека, который принимает эти самые тяжелые наркотики. При внутривенном введении их видны следы инъекций по ходу вен, обычно на руках, но, бывает и на ногах, в паху. Систематический прием таких наркотиков ведет к резкому снижению веса тела, потере сна, а также неврологическим расстройствам, что говорит о диффузном поражении центральной нервной системы.


Профилактика суицидов среди несовершеннолетних

Депрессия является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Поэтому профилактика депрессий у несовершеннолетних является важной составляющей в профилактике суицидов.

Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков.

Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же применять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

За любое суицидальное поведение ребенка несут ответ взрослые. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьёзностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребёнком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребенку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Это сравнение усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня, а родителям проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

Депрессия-психофизиологическое состояние, и поэтому необходимо поддерживать в этот период физическое состояние подростка.

Следует избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьёзных проблем молодежи состоит в отсутствии знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны «в интересах детей». Между тем, искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Необходимо в доступной форме предоставить простые и ясные сведения о суициде с учетом возраста и уровня развития.

Нужно давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств.

Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, обязательно выглянет солнце.


Как помочь своему ребенку сделать правильный выбор

1. Установить доверительные отношения со своими детьми. Ценить их откровенность, искренне интересоваться их проблемами.

2. Общаться уважительно, на равных. Тон приказа сработает не в пользу родителей.

3. Не подшучивать над их переживаниями, не высмеивать их чувства, не говорить: «Мне бы твои проблемы».

4. Не раздражаться и не проявлять агрессивность. Придерживаться позиции мудрой сдержанности.

5. Не говорить об объекте увлечения подростка пренебрежительным и оскорбительным тоном.

6. Не разрывать отношения подростков резко и категорично.

7. Пригласить друга или подругу ребенка к себе, познакомиться. Это позволит получить объективное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше разрешить им видеться у вас дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

8. Рассказать им о себе, об истории своей первой любви. Это поможет наладить взаимопонимание. Получить возможность бережно влиять на их поступки и отношения, вовремя предупредить и уберечь от беды.

Выделим пять основных правил воспитания:

Меньше ругать — больше хвалить.

Меньше наказывать — больше любить.

Меньше требований — больше последовательности.

Меньше жалоб — больше жизнелюбия.

Меньше угроз — больше радости.

Для ребенка родители означают безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру.

Каждый ребенок мечется между защищенностью и беззащитностью, между надеждой и страхом, между любовью и отсутствием любви.

Не заставляйте ребенка доверять вам свои тайны: «Мы вс? должны знать о тебе» — этим вы ничего не добьетесь.

Доверять вам будут, если вы для них будете не просто родителями, а друзьями, способными понимать и сопереживать.

Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и ребенок будет относиться к вам в старости.

Помните, что ребенок — это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

Памятка родителям

  1. Найдите время выслушать ребенка
  2. Поинтересуйтесь его учебными делами, настроением.
  3. Найдите ласковое слово для ребенка, даже тогда, когда вы сами не в настроении.
  4. Ребенок имеет право на ошибку, не отнимайте у него этого права, но помните о том, что череда ошибок ведет к правонарушению и преступлению.
  5. Осуществляйте систематический контроль за сыном или дочерью. Не допускайте правонарушений вашим ребенком: опозданий, прогулов, самовольных уходов с уроков, нарушений дисциплины.
  6. Проводите постоянные беседы с ними на равных, не унижая его достоинства. Знайте, что критиковать можно поступки, а не личность.
  7. Систематически поддерживайте связь с руководителями группы. Только сотрудничество, предъявление единых требований может дать положительные результаты.
  8. Помните, что ребенок не багаж, который можно сдать в камеру хранения. Принимайте активное участие и терпение в жизни сына или дочери: интересуйтесь успехами и неудачами, а также где и как ваш повзрослевший ребенок проводит свободное время, особенно вечером, во сколько он или она приходят домой и в каком виде.
  9. Научитесь прощать своего ребенка, когда это нужно ему, а не вам.
  10. Дайте возможность отдохнуть ему после занятий.
  11. Ребенок должен выходить из дома и возвращаться домой в хорошем настроении.
  12. Никто лучше вас не поймет вашего ребенка и никто не будет его любить сильнее вас.

13.  Помните, что ваш ребенок единственный и неповторимый, другого такого нет на Земле.

Ошибки семейного воспитания

Уважаемые родители, все Вы воспитываете своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступаете так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение Вашего ребенка ставит Вас самих в тупик  и Вы сами нередко время от времени совершаете ошибки. Вот некоторые из них...(подробнее)


«Как предотвратить скрытую депрессию?»

В жизни человека иногда происходят перемены, которые негативно сказываются на его настроении. Чаще всего главной причиной разлада с окружающими и стабильного плохого настроения бывает скрытая депрессия.
Депрессия – это аффективное состояние, характеризующиеся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижается. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго.                  В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость, спонтанные колебания настроения в течение суток, нарушение сна, сокращение его продолжительности, болезненное ощущение невыспанности с утра, снижение аппетита, похудение, что приводит к резкому падению продуктивности.
Для хорошего настроения необходимо быть здоровым человеком. Наше здоровье зависит от эмоций. Все явления, ощущения, события внутренней нашей жизни и внешнего мира вызывают в нас полярные эмоциональные переживания. При благоприятных переживаниях человек испытывает психофизиологический комфорт, при отрицательных – тревогу, беспокойство, страх и т.п. Поэтому, чтобы предотвратить депрессию, помогут:
1. Психологическая установка на положительный результат любого начинания, которая придаст уверенность в себе, своих силах и способностях.
2. Настроив оптимальную психологическую установку, нужно подстраховать себя на возможность отрицательного исхода и выхода из него с наименьшими потерями.
3. Сохранять в любой ситуации активную деятельность, которая позволит отвлечься и исправить положение.
4. Найти человека (родные, близкие, друзья, приятели, коллеги), который сможет оказать вам эмоциональную и социальную поддержку. Если у человека, страдающего депрессией, нет ни семьи, ни друзей, его утешением могут стать природа, искусство, животные, любимое занятие.
5. Снять нервное напряжение, улучшить настроение поможет цвет. (Желтый, оранжевый и их оттенки способствуют развитию воображения и бодрости. Розовый расслабляет и успокаивает, как и зеленый, все его оттенки).
6. При депрессии, вялости, сонливости рекомендуется смотреть на оранжевые цветы – календулу, настурцию, гладиолусы. Эти растения не только тонизируют психику, но и улучшают пищеварение.
7. Благотворное влияние оказывают на организм тихие, ритмичные звуки, которые успокаивают и расслабляют.
8. На настроение, самочувствие, работоспособность очень хорошо влияют всевозможные запахи: цветов, деревьев, комнатных растений, некоторых продуктов питания. Для укрепления нервной системы особенно эффективен запах роз, ароматные ванны с мятой, сосновыми веточками, листьями пижмы, другими приятными вам растениями.
Только положительные чувства помогают человеку созидать добрые дела, повышают работоспособность, снижают усталость, улучшают общее состояние здоровья. Важно, чтобы у вас всегда было ровное, положительное настроение, чтобы как можно чаще случались в жизни всплески радости, восторга, нежности, восхищения. А  поможет в этом изложенная выше информация.


Адаптация – процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды.
Основой благоприятной адаптации является социальное самочувствие, которое состоит из внешней и внутренней составляющих. Внешняя -отражает поведение человека согласно установкам общества, требованиям среды, принятым правилам и нормам. Внутренняя - характеризуется личной комфортностью, психоэмоциональной стабильностью, отсутствием дистресса, угроз и напряженности.

С переходом в лицей у ребят
- меняется социальная позиция (из школьника он превращается в учащегося, которому задаются определенные   требования и нормы);
- учащиеся начинают овладевать профессиональной деятельностью (ведущий вид деятельности);
- меняется социальное окружение (состав группы, преподавательский состав и др.).

Процесс привыкания, приспособления во многом зависит от состояния здоровья, работоспособности, успешности обучения, эмоционального состояния.
Адаптация происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма, поэтому в этот период родителям необходимо:

1. Не предъявлять завышенных требований.
2. Учитывать проблемы подросткового периода, выбирать правильные направления и формы воспитания.
3. Использовать доброе, любящее, открытое, доверительное общение.
4. Помогать ребенку обретать уверенность.
5. Быть внимательными, с эмпатией относиться к своему ребенку.